Главная » Хоровое дело » Общие термины

Общие музыкальные термины

Данный раздел содержит наиболее популярные, любопытные, и необходимые музыкальные термины, использующиеся не только в хоровом пении! Как и в остальных разделах спсисок терминов ограничен для простоты ознакомления, с недостающими терминами Вы можете ознакомиться в музыкальных словарях, учебниках, или спросить на нашем форуме! Если Вы считаете, что какой-то из терминов обязательно должен присутствовать в нашем мини-словарике, тоже напишите нам об этом!

ПАУЗА (от греч. pausis — остановка, прекращение) — перерыв звучания на определенную длительность времени в одном, нескольких или во всех голосах музыкального произведения.

ПОЛУТОН — в европейской музыке наименьшее расстояние между двумя звуками. В темперированном строе октава поделена на 12 равных полутонов. Однако при пении и игре на инструментах без фиксированной высоты звука (скрипка и др.) исполнение Полутона различно: диатонический Полутон (малая секунда) исполняется более суженно, чем хроматический (увеличенная прима). Правильное интонирование Полутонов очень важно для хоровго строя.

ЦЕЛЫЙ ТОН — соотношение 2-х звуков, охватывающих 1/6 октавы (акустически точно или приближенно). Целый тон равен двум полутонам; как и полутон, служит мерой для определения величины интервалов: Целый тон содержится в большой секунде (диатонический Целый тон), дважды увеличенной приме (хроматический Целый тон), уменьшенной терции. Большие секунды в различных строях не равны: напр., в так называемом чистом строе расстояние между I—II, IV—V, VI—VII ступенями мажорного звукоряда математически выражается отношением 9/8 (большой Целый тон), а между II—III, V—VI ступ. 10/9 (малый Целый тон), следовательно, и интонирование (в этом строе) различно.

РИТМ (от греч. rhytmos — соразмерность, стройность) — организация музыкальных звуков в их временной последовательности; одно из главных выразительных. и формообразующих средств музыки. Понятие Ритма охватывает организацию длительностей, акцентов (что находит свое выражение в метре), структуры произведения (объединение мотивов, фраз, предложений, периодов и т. д.). Выразительное значение Ритма тесно связано с темпом. Ритмичность как правильное соотношение длительностей — необходимое условие музыкального исполнения, над которым следует работать с первых шагов изучения произведения. Воспитанию Ритма помогает прием мысленного метроритмического дробления (представления каждой длительности как состоящей из более мелких, напр., четверти — из 2-х восьмых, 4-х шестнадцатых). В музыкальном исполнении наряду со строгим Ритмом имеют место и эпизодические отклонения от него. (См. Агогика).

АГОГИКА (греч. agoge — движение) — одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. Агогика имеет свои закономерности.

СИНКОПА (греч. synkope — сокращение) — несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим; возникает из-за укорочения сильной доли или паузы на ней и удлинения слабой доли (в результате чего она утяжеляется), а также — связывания слабой доли с последующей сильной. В синкопированных тактах имеется сочетание двух акцентов — метрических и ритмических, что должно быть выявлено при дирижировании.

ТЕМП музыкальный (от лат. tempus — время) — скорость исполнения, выраенная. в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы, в отличие от относительной скорости, связанной с ритмическими соотношениями; обозначается словами (чаще всего итальянскими терминами), иногда же — указанием на общеизвестный характер движения (в Темпе марша, вальса и т. д.). Точный Темп указывается при помощи метронома; разделяется на медленный, средний и быстрый. Отдельные изменения Темпа обозначаются специальными терминами (ritenuto, accelerando и др.); применяются также отклонения от Темпа, отмеченные как a piacere (свободно), ad libitum (по желанию) и т. д., или не обозначенные (см. Агогика, Рубато). Темп тесно связан с характером, стилем, жанром пьесы, со всеми элементами музыкальной формы; зависит также от индивидуальности артиста, его музыкального опыта, традиций исполнения.

ТОН (греч. tonos — напряжение, ударение) —
1) Звук, имеющий определенную высоту, музыкальный звук.
2) Мера для определения величины интервала. (См. Целый тон)
3) Ступень лада: I ступень — главный или основной Тон (тоника), II и VII ступ. — вводные Тоны
4) Звук аккорда (Тон основной, терцовый и т. д.).
5) Тембровое качество звука (Тон мягкий, светлый и т. д.). Хороший Тон хора зависит как от качества голосов, так и от вокальной работы, проводимой дирижером, его вокального слуха и художественного вкуса, умения использовать голоса певцов, слить разнообразные тембры в единый красочный "букет тембров".
6) Тональная настройка перед пением хора.

ТОНАЛЬНОСТЬ — конкретная высота звуков лада, определяемая высотным положением главного тона (тоники). Удержание Тональности при хоровом исполнении являетс важной и трудной задачей дирижера в работе над строем.

ТРАНСПОЗИЦИЯ, транспонирование (лат. transpositio — перестановка) — перенос звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз. При любой Транспозиции, за исключением Транспозиции на октаву, меняется тональность произведения.

ФЕРМАТА (от итал. fermata, букв. — остановка) — продление звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя (тем большее, чем короче длительность; крупные длительности при Фермате иногда даже сокращаются). Одно из выразительных значений Ферматы — в приостановке метрического течения пьесы; однако встречающаяся иногда внезапная Фермата не снимает полностью ощущения темпа. Применяемая в середине музыкальной фразы Фермата (неснимаемая, серединная) обычно подчеркивает кульминацию; в окончании музыкального построения (снимаемая или заключительная Фермата) создает впечатление большей завершенности, утверждения. Фермата над тактовой чертой (или между нотами) воспринимается как своеобразная выразительная пауза.

НЮАНСЫ (франц. nuance — оттенок) — динамические оттенки звука. Согласно классификации П. Чеснокова, Нюансы делятся на подвижные (crescendo, diminuendo) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые) в пределах данного построения. Нюансировка служит важным средством выразительности; она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения, индивидуальностью исполнителя. Наиболее трудный нюанс в хоре — fortissimo — следует исполнять с некоторым запасом голоса, т. к. всегда есть опасность форсирования; в этом Нюансе сложнее установить ансамбль, а также, вследствие некоторого притупления слуха, строй. Pianissimo должно быть слышным, звучным ("не проваливаться"). При подвижных Нюансах, как правило, необходимо соблюдать их постепенность (в diminuendo — значительно труднее) и сохранение ансамбля. Нюансом называют также обозначение характера исполнения, обычно на итал. (напр., maestoso — торжественно, dolce — нежно и т. д.), но нередко и на родном композитору языке.

КАМЕРТОН (нем. Kammer — комната, Ton — звук) — источник звука (в виде металлич. вилки, трубочки-тонаря и др.), служащий эталоном высоты при настройке муз. инструм. и пения. Обычно употребляют Камертон в тоне ля1 (ля первой октавы); певцы и хоровые дирижеры пользуются также Камертоном до2; имеются и хроматические Камертоны., способные издавать все звуки гаммы, а также Камертоны, издающие трезвучия.
Камертон изобрел в 1711 Дж. Шор (Англия). Любобытно, что тогда высота ля1 составляла около 420 Гц (колебаний в сек.), почти на 1/2 тона ниже современной. В дальнейшем высота Камернота изменялась (главным образом повышалась). В России в конце XVIII в. Д. Сарти ввел "Петербургский Камертон" (ля = 436 герц). Парижск. академия наук (1858) установила так наз. нормальный К. в 435 гц. В СССР с 1936 был принят К. в 440 гц. (на 1/10 тона выше парижского К.). Однако многие инструменты и оркестры играют в завышенном строе, что отрицательно отражается на певцах (особенно в опере). Пользуются завышением строя и отдельные хоровые дирижеры. Классическая музыка XIX в. написана в строе ниже современного; это нужно иметь в виду хоровым дирижерам. Известно, что А. В. Свешников пользовался на концерте различными камертонами.

КОНЦЕРТ (лат. concerto — состязаюсь) —
1) Публичное исполнение музыкальных произведений по определенной программе. Соответственно видам исполнения, К. бывают симфонические, сольные, хоровые и т. д.
2) Музыкальное произведение виртуозного характера для солиста (или солистов) и оркестра
3) Форма полифонической вокальной или вокально-инструментальной музыки, основанная на сопоставлении (как бы состязании) солирующих голосов, хора, инструментального ансамбля (органа). Концерты возникли в Италии (XVI в.).
4) В русской церковной музыке Концерт — многочастная композиция для хора a capella, исполняющаяся во время торжественной обедни, обычно посвящаемая данному празднику. Форма такого Концерта стала развиваться с введением партесного пения, особенно интенсивно в начале XVIII в. (композиторы Титов, Бавыкин, Калашников, Редриков и др., писавшие Концерты на 8, 12 и более голосов). Концерты отличались монументальностью, красочным сопоставлением хоровых групп и тутти, виртуозной трактовкой голосов. Прибывавшие с 30-х гг. XVIII в. в Россию композиторы-итальянцы придали тематизму концертов, вначале довольно обезличенному, большую характерность; Галуппи ввел форму Концерта — многочастного мотета. Дальнейшее развитие Концерт ("классицистский") получил в творчестве Березовского и особенно Бортнянского, когда стабилизировалась и форма Концерта — в виде нескольких контрастных разделов. Были также популярны концерты Веделя, Турчанинова, Давыдова, Дегтярева, Львова, позже — Архангельского, Гречанинова, Чеснокова и др. ("постромантический" Концерт)
5) В русской светской музыке послевоенных лет наблюдается активное возрождение жанра хорового концерта a capella и с различным использованием инструментов (композиторы Салманов, Свиридов, Слонимский, Фалик, Калистратов, Рубин, Леман, Юкечев, Архимандритов, Д. Смирнов, Евграфов, Шнитке и др.). Эти концерты характерны большим разнообразием форм и содержания. Широкое определение новому жанру дано Ю. И. Паисовым: "Хоровой концерт — разновидность концертного жанра, отличающаяся ведущей ролью хора в произведении и основанная на диалектическом становлении музыкальной идеи, с ее развитием в форме диалогического высказывания, музыкально воплощаемого периодическим контрастом вокальных, инструментальных групп или отдельных голосов".

Статья подготовлена Федотовой Т.А. При подготовке были использованы материалы следующих книг: Романовский Н. В.Хоровой словарь: — М.; Музыка,2005