Untitled Document

Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио)

Данный раздел тоже посвящен общим музыкальным терминам, но в него мы собрали те музыкальные понятия и термины, которые в большей степени принято относить к основам музыкальной грамоты, к сольфеджио. Таким образом, в этом разделе мы представляем Вашему вниманию своеобразный минимум по сольфеджио, который будет необходим каждому начинающему музыканту и начинающему артисту хора.

Для удобства изучения, термины мы сгруппировали по типам

I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ:

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон:

ДИЕЗ - знак (#), предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон

БЕМОЛЬ - знак (бемоль), предписывающий понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон

БЕКАР - знак (бекар), отменяющий альтерацию той или иной степени звукоряда

Если альтерации подвергается ступень какого-либо лада, уже имеющая диез или бемоль, то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения. Эти знаки встречаются достаточно редко:

ДУБЛЬДИЕЗ (дубльдиез – двойной диез) - знак, повышающий звук на два полутона (целый тон)

ДУБЛЬБЕМОЛЬ (дубльбемоль - двойной бемоль) – знак, понижающий звук на два полутона (целый тон)

Знаки альтерации бывают случайные и ключевые (так называемые "знаки при ключе").

СЛУЧАЙНЫЙ ЗНАКИ - знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой, к которой они относятся. В отличие от ключевых знаков, относящихся ко всему тексту музыкального произведения (или его части), случайные знаки действительны лишь до конца данного такта.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - в современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. В тональной музыке ключевые знаки обычно соответствуют основной тональности музыкального материала. В атональной музыке ключевые знаки не ставятся.
Порядок следования ключевых знаков строго определен и соответствует кварто-квинтовому кругу.

Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности).

КЛЮЧ — знак (исторически развившийся из некоторых нотных букв: f, g и др.), поставленный в начале нотоносца и устанавливающий известную высоту и название той или иной исходной ноты, в зависимости от которой определяются уже все остальные ноты. Знак этот служит как бы ключом для чтения пьесы, откуда и получил свое название. Существуют Ключи до, соль, фа, указывающие положение до и соль 1-й октавы и фа малой октавы.
В настоящее время хоровые партии сопрано, альта и тенора записываются в "Ключе соль", или "Скрипичном ключе" (расположенном на 2-й линии), причем тенор читается октавой ниже, а бас (иногда и тенор) — в "Ключе фа", или "Басовом ключе" (расположенном на 4-й линии). Иногда для записи тенора к скрипичному ключу добавляется знак тенорового или приписывается снизу цифра 8.

Графическое изображение ключей приведено на рис.1.

виды музыкальных ключей

В настоящее время заметно повсеместное стремление отбросить все Ключи кроме скрипичного (скрипичный ключ на 2-й линии) и басового (басовый ключ на 4-й линии); впрочем, альтовый (альтовый ключ на средней линии) для альта и теноровый (теноровый ключ на 2-й линии сверху) для тромбона, фагота и виолончели находятся еще во всеобщем употреблении.

НОТНЫЙ СТАН (НОТОНОСЕЦ) – нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты пишутся как на линиях нотоносца так и между линиями, а также под первой линией, над пятой линией. Используются также написание нот на добавочных линиях снизу (например до первой октавы) или сверху.

ПАУЗА — перерыв звучания (знак молчания) в музыкальном произведении (латинское pausis — остановка, прекращение). Такой перерыв может относиться ко всему звучанию в целом, к какой-либо группе голосов, а также к отдельному голосу. Подобно нотам, паузы имеют определенную длительность, обозначаемую в нотном письме особыми знаками (знаки, обозначающие различные длительности пауз см. в рисунках, иллюстрирующих длительности нот.

ЗНАКИ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ — условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени.

Продолжительность звука обозначается различными видами нот: белая нота без палочки (целая нота), белая нота с палочкой (половинная нота, половинка), черная нота с палочкой (четвертная нота, четверть), черная нота с палочкой и хвостиком (восьмая ноты).

Для наглядного представления изображения нот мы приводим здесь наиболее удобные готовые картинки, подготовленные нашими коллегами-музыкантами, и представленные на других сайтах в Интернете.
длительности нот и пауз

Рис.2 (отсюда) Здесь очень удобно представлены как длительности нот, так и изображения длительностей пауз, о которых речь шла чуть выше.

длительности нот 1
Рис.3. Еще одна удобная картинка. Здесь представлено классическое изображение соотношения длительностей нот (отсюда)
На этой картинке представлена также сущность понятия Нота с точкой

длительности нот 2

Рис.4. И еще вот такое, очень красивое изображение длительностей нот (отсюда)

НОТА С ТОЧКОЙ – точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину (графический пример см. рис.3)

ТАКТ – отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей.

Или чуть более подробное и сложное определение:
ТАКТ (от лат. tactus, "прикосновение", "удар", "размахи.") — обозначение метрических соотношений в музыке, заимствованное от размахов дирижера, регулирующих движение.
Такт - это каждая из тех равных по продолжительности частей, на которые непременно расчленяется каждое музыкальное. произведение. Начало каждого Такта отмечается исполнителем естественным ударением (акцентом); звук, на который приходится это ударение, называется сильным временем Такта (сильной долей), остальные звуки Такта называются слабым временем (слабой долей), но и внутри каждого Такта, в свою очередь, могут быть сильные времена (относительно сильные доли), если Такт сложный.
В письме Такты отделяются один от другого тактовой чертой, пересекающей вертикально нотные линии.
Исторически дирижер отмечал начало Такта опусканием палочки вниз, откуда и самое название Такта (лат. tactus – прикосновение).

ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга.

РЕПРИЗА — знак, обозначающий повторное изложение музыкального материала (французское reprise — возобновление). В любых произведениях так называется повторение какого-либо раздела сразу же после его исполнения; обозначается специальным знаком. Знак репризы может использоваться для повторения всего произведения, или для повторения части произведения.

II. ДИНАМИКА, ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

ДИНАМИКА (греч. dynamis — сила) — совокупность явлений, связанных с громкостью — силой звучания.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ (нюансы) – изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.

ОСНОВНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

forte (f) - громко (сильно)

piano (p) - тихо

mezzo-forte (mf) - умеренно громко (mezzo - середина, половина)

mezzo-piano (mp) - умеренно тихо

fortissimo (ff) – очень громко

pianissimo (pp) – очень тихо

crescendo (cresc)- постепенное увеличение силы звука

diminuendo (dim) - постепенное уменьшение силы звука

Остальные общеупотребимые иностранные музыкальные термины выделены в отдельную статью Иностранные музыкальные термины.

III. ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛ (лат. intervallum — промежуток, расстояние) — сочетание двух звуков, взятых последовательно (мелодический Интервал) или одновременно (гармонический Интервал).
Название Интервала определяется числом ступеней звукоряда, охватываемых Интервалом, величина — количеством тонов и полутонов, входящих в Интервал.
В темперированном строе все одноименные Интервалы равны между собой; при пении и игре на инструментах без фиксированной высоты звука (напр., смычковых) величина Интервала может меняться в пределах зоны, в зависимости от ладового значения входящих в Интервал звуков. С этим же связана интонационная особенность исполнения того или другого Интервала.

Перечислим названия основных интервалов (по нарастанию количества охватываемых ступеней):
ПРИМА – интервал, который содержит одну ступень; повторение одной и той же ступени. Если ступень повторяется без изменений, то интервал называется чистая прима, и обозначается ч.1.
СЕКУНДА – интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой (б.2), если она состоит из одного тона. Секунда называется малой (м.2), если она состоит из полутона.
ТЕРЦИЯ – интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой (б.3), если она состоит из двух тонов. Терция называется малой (м.3), если она имеет полтора тона.
КВАРТА - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой (ч.4), если она состоит из двух с половиной тонов.
КВИНТА - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой (ч.5), если она состоит из трех с половиной тонов.
СЕКСТА – интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой (б.6), если она состоит из четырех с половиной тонов. Секста называется малой (м.6), если она состоит из четырех тонов.
СЕПТИМА - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой (б.7), если она состоит из пяти с половиной тонов. Септима называется малой (м.7), если она состоит из пяти тонов.
ОКТАВА – интервал, который содержит восемь ступеней (6 тонов), чистая октава обозначается ч.8.

Нотная запись основных интервалов приведена на картинке (рис. 5) (отсюда)

основные музыкальные интервалы

Приведем определение еще одного популярного интервала, который, тем не менее, уже не относится к основным интервалам. Это тритон.
ТРИТОН – название интервалов, содержащих три тона (к тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта).

Если в созвучии нот не две, как в Интервале, а больше, то такое созвучие уже называется Аккорд.
АККОРД (франц. accord — согласие) — одновременное сочетание нескольких (не менее 3-х) различных. по высоте звуков. При построении и исполнении Аккорда в хоре следует учитывать тесситурное положение каждого тона, применяя в случае надобности, по терминологии П. Чеснокова, искусственный ансамбль.

Значения сопутствующих понятию Интервал понятий ТОН и ПОЛУТОН приведены в разделе Общие музыкальные термины

IV. РАЗНОЕ

ЗВУКОРЯД - последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком-либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.

ГАММА - последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных начиная от основного тона (тоники) в восходящем или нисходящем порядке до его октавного повторения.
Гамма строится в пределах одной октавы, но может быть продолжена вверх и вниз в соседние октавы. Гамма обозначает состав лада и звуковысотные соотношения его ступеней. Различают семиступенные Гаммы диатонических ладов, пятиступенные Гаммы ангемитонных (бесполутоновых) ладов, двенадцатизвучную хроматическую Гамму. Исполнение различных Гамм и их комбинаций служит средством развития техники игры на музыкальных инструментах, а также пения.

СОЛЬФЕДЖИО — учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха учащихся. Этот предмет включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись (диктант), а также сольфеджирование, т. е. пение нот с произнесением их названий (термин “сольфеджио” произошел от названий нот соль и фа). Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, развивают вокальную память.

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ (МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА) – учебная дисциплина, изучающая нотное письмо и основные элементы музыки: лады, звукоряды, интервалы, метр, ритм, аккорды и др.

Практика по приведенным в данной статье занятиям проводится в нашем хоре (хоре МИЭТ) на экспресс-курсах по сольфеджио. Понятия музыкальных размеров, тональностей, лада, знаков при ключе умышленно ("показать быстрее, чем написать") не были включены в данную статью, но они в обязательном порядке изучаются на нашем экспресс-курсе по сольфеджио. Интересующие значения понятий и терминов, которые не вошли в данный минимум, можно всегда уточнить очно у руководителей Хора МИЭТ, а также задать вопрос на нашем форуме.

Статья подготовлена Федотовой Т.А. При подготовке данной статьи использованы материалы следующих изданий: Булучевский Ю., Фомин В.Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. Г. Риман.Музыкальный словарь[Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. Романовский Н. В.Хоровой словарь: — М.; Музыка,2005. Вахрамеев В. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1998. Г.Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1988

Обновлено (17.08.2010 12:22)